Мой сайт
Понедельник, 07.07.2025, 13:04
» Меню сайта
» Мини-чат
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 1 » Уволить сотрудника стоит «семнадцать недель»
05:08
 

Уволить сотрудника стоит «семнадцать недель»

Жизни наемных рабочих в Латвии являются одними из самых дешевых в мире. Среднее увольнение одного среднего сотрудника обходится латвийским бизнесменам в сумму, превосходящую четырехмесячный оклад увольняемого.

Цена увольнения

По крайней мере, так было в 2009 году — последнем, за который Всемирному банку (ВБ) удалось получить и обобщить данные по стоимости увольнений в разных странах мира.

Будучи выраженной не в ежемесячном, а в еженедельном окладе, цена увольнения в Латвии составляет 17 недель. Куда выше человеческая трудовая жизнь ценится в соседних Эстонии и Литве — 35 и 30 недель соответственно.

В цену увольнения, согласно определению ВБ, входят все сопутствующие этому процессу расходы, включая выплачиваемые компенсации, рассылку соответствующих уведомлений, штрафы за возможные нарушения в ходе этой процедуры и т.п. По сути, расходы предпринимателя на увольнение одного сотрудника зависят не только от размера его оклада, но и от того, какие ограничения на увольнения накладывает государство (скажем, есть ли в стране штрафы за увольнения сотрудников на больничном, во время беременности и т.д.).

Конечно, из рейтинга ВБ нельзя однозначно заключить, то ли это отступные бывшим работникам в стране такие высокие, то ли просто зарплаты такие маленькие, но некоторые представления о ситуации он все-таки дает.

Стимул для бизнесмена

Интересно, что с экономической точки зрения стоимость вышеописанного «пакета» является инструментом, который может быть использован правительством для... стимулирования занятости. Так, например, Телеграф-business ознакомился со статьей «Расходы на увольнение: евросклероз или евроуспех?», подготовленной исследователями Гамбургского института международной экономики. В ней говорится, что при наступающей рецессии, когда производительность труда растет медленно, такой фактор, как стоимость потенциального увольнения, влияет на принимаемое владельцами фирм решение о найме сотрудников. В результате количество наймов сокращается.

Ну а в периоды, когда и экономика, и производительность идут вверх, цена увольнения, наоборот, влияет на решение об увольнении, но не о найме. В результате занятость растет.

Авторы доказывают, что если ограничения на процедуры увольнения, которые начали вводиться в Европе в первые 20 лет после Второй мировой войны (годы, сопровождавшиеся ростом экономики), стимулировали рост занятости, то в период экономических встрясок 70—80 годов их применение было ошибкой. Точно так же во время минувшего кризиса многие страны ЕС, включая Латвию, лишили себя шанса стимулировать занятость, удешевив увольнение для предпринимателей.

От Зимбабве к Сингапуру

Тем временем, согласно результатам исследования Всемирного банка, в экономически неразвитых и отсталых странах мира стоимость увольнения в недельно/зарплатном исчислении в разы превышает этот показатель в благополучных странах. Например, в замыкающих получившийся рейтинг Зимбабве, Шри-Ланке и Сьерра Леоне увольнение «стоит» 446, 217 и 189 недель работы соответственно, тогда как в Японии и Сингапуре — по 4 недели. В среднем в странах мира с высоким доходом стоимость увольнения равна 38,4 недели работы, а в странах с низким доходом — 63,5 недели.

По «дешевизне» увольнения, если верить ВБ, Латвия находится на 31-м месте из 170 стран мира. Аналогичную цену (17 недель) за увольнение платят в России, Перу, на Гаити и в Ливане.

Средняя стоимость увольнения в ЕС в 2009 году составляла 30,6 недели. Абсолютным лидером и Евросоюза, и мира по легкости увольнительного процесса стала Австрия — цена увольнения в этой стране равна двухнедельному окладу увольняемого. Второе и третье места в ЕС делят Румыния и Болгария (8 и 9 недель соответственно). Ну а замыкают список Германия (69 недель) и Португалия (97 недель).

Занятость возвращается

Опрошенные Телеграф-business эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день в Латвии действует оптимальный баланс между защитой работников и свободой найма рабочей силы для предпринимателей (см. комментарии). Латвийские «17 недель» — это не так мало, чтобы в трудовых отношениях не присутствовало никаких инструментов социальной защиты, но и не так много, чтобы связывать работодателей по рукам и ногам.

Тем временем, согласно новейшим данным Центрального статистического управления, после трехлетнего спада в Латвии вновь начинает увеличиваться уровень занятости населения. Пока он достиг лишь показателей 2002 года, однако тенденция положительная, сообщило в среду ЦСУ.

В 2011 году уровень занятости повысился на 2,2 процентных пункта и достиг 55,3% экономически активных жителей. В свою очередь уровень безработицы (удельный вес ищущих работу) впервые после трехлетнего роста снизился в прошлом году на 3,3%.

КСТАТИ

В 2009 году латвийская Инспекция по труду получила почти 1,15 тыс. заявлений от работников о факте их увольнения с просьбой проверить, были ли при этом соблюдены все законодательные требования. Это значительно больше, чем в 2010 году, когда было получено 712 заявлений, и в 2011-м, когда их было всего 585.

Что касается 2012 года, то, как сообщил Телеграфу пресс-секретарь ИТ Айвис Винцевс, в период с 1 января по 14 марта в инспекцию поступило 149 заявлений. «Статистика показывает, что в прошлом году число заявлений об увольнении сократилось по сравнению с тем временем, когда ситуация в экономике начала ухудшаться и предприятия начали массово увольнять работников. В свою очередь, в начале этого года число заявлений вновь выросло, так же, как и число безработных», — пояснил он.

КОММЕНТАРИИ

Эдмунд Рудзитис, экономист банка SEB:

— На фоне стран Балтии в плане стоимости сопутствующих увольнениям расходов выделяется Литва. Здесь действуют самые строгие ограничения. Например, для того чтобы уволить работника, литовские предприниматели должны предупредить его за два месяца. А если он предпенсионного возраста, имеет инвалидность и т.п. — за четыре.

В Эстонии срок предупреждения зависит от стажа работника. Тех, кто отработал меньше года, предупреждают за две недели, тех, чей стаж от 5 до 10 лет, — за два месяца. Свыше 10 лет — за три месяца.

Для сравнения: в Латвии всех предупреждают за месяц. То есть расходы на «последнюю» зарплату у нас ниже.

Кроме того, и в Литве, и в Эстонии более высокие «отступные». Если человек имеет более 20 лет стажа, в Литве при увольнении (речь не идет об увольнении по вине самого работника) ему должны выплатить сумму в размере шестимесячного оклада. Кстати, странно, что среди стран Балтии, по данным исследования, самые дорогие увольнения получились в Эстонии, а не в Литве. Сложно сказать, почему так, не видя их методологии.

Условно можно сказать, что увольнять людей в Латвии легко. Однако, судя по результатам исследования, есть множество развитых стран Европы и мира, где сделать это гораздо проще, чем даже у нас. Например, в Австрии, США, Японии. А есть и такие страны, вроде Португалии и Греции, где уволить работника практически невозможно.

Вопрос о том, можно ли стимулировать занятость, отменяя ограничения на увольнение, на мой взгляд, условный. Все настолько сильно зависит от индивидуальных особенностей каждой конкретной страны, что универсальный метод придумать нельзя. Да и вряд ли это сможет дать существенный стимул нанимать людей на работу в кризис. Работодатель ведь оценивает, сможет ли он обеспечить нанимаемым сотрудникам их места в перспективе. Даже если уволить их можно будет дешево, есть ведь и просто человеческий аспект: увольнять людей никому не хочется.

Мартиньш Казакс, экономист Swedbank:

— Мысль о том, что снижая количество сопутствующих увольнению ограничений, государство могло бы стимулировать предпринимателей нанимать людей на работу в кризис, вызывает сомнения. Впрочем, чем более свободным является рынок труда в конкретной стране, тем более смелым может быть предприниматель, создавая новые рабочие места. Однако очень важно, чтобы в государстве был соблюден баланс между гибкостью рынка труда и социальной защищенностью работника.

Если ограничений на увольнения нет вообще — работник ничем не защищен, не имеет стабильности и уверенности. Начальник может в любой момент сказать ему «ты мне надоел!».

Но если ограничений слишком много — в трудной ситуации оказывается уже работодатель. Если вы нанимаете человека на работу и не имеете возможности потом от него избавиться, вы будете крайне неохотно принимать на работу новых людей и, скорее всего, заключать с ними договоры с ограниченным сроком действия. Например, на год. В результате это отрицательно скажется на развитии экономики, создание новых рабочих мест замедлится. Также при таком варианте у молодых людей остается мало шансов выйти на рынок труда: внутри него формируется каста «старожилов», которые чрезмерно защищены. Так, например, происходит в Испании или Греции.

Что касается Латвии, то ее рынок труда более эластичный, чем в Эстонии и Литве. Работодателю здесь проще увольнять работников, но они при этом не являются незащищенными. Для Европы традиционным является государственное устройство по принципу «государства благополучия», и к нему мы, в общем, и движемся. Однако стоимость увольнения — это всего лишь один из многих факторов, которые, в совокупности, характеризуют состояние рынка труда, его сбалансированность и перспективы.

Просмотров: 277 | Добавил: reakines | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
» Поиск
» Календарь
«  Апрель 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
» Архив записей
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz