Мой сайт
Среда, 18.06.2025, 23:00
» Меню сайта
» Мини-чат
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа
Главная » 2013 » Март » 16 » Как правильно уволить сотрудника.
08:34
 

Как правильно уволить сотрудника.

Как правильно уволить сотрудника.

01.11.2011

Как выбрать подходящий момент для разговора

Первое, о чем задумывается руководитель, которому нужно сообщить пренеприятнейшее известие подчиненному – в какой момент и в какой ситуации это лучше сделать.

Есть мнение, что рассказать человеку об увольнении лучше перед праздничными или выходными днями. Это не так. Ведь вы временно потеряете контроль над ситуацией. У сотрудника будет возможность подумать, проконсультироваться, и в дальнейшем вас могут ожидать сюрпризы.

Не стоит увольнять работника накануне его дня рождения или годовщины службы в компании. То же относится и к трудным моментам в жизни – разводам, болезням, потерям близких. Постарайтесь усугублять и без того тяжелое психологическое состояние работника и не давать коллективу повода для неодобрительных оценок.

Не рассчитывайте, что уволенный будет вести себя разумно. Поэтому заранее спланируйте свои действия при разных вариантах его поведения. Учитывайте эмоциональные и другие особенности человека.

Если вы расстаетесь с проблемным сотрудником, который нелоялен к компании, не хочет уйти добровольно и намеревается отстаивать свои права, готовьтесь к нескольким встречам с ним. Главное, чтобы они проходили только в офисе, а не в суде.

Местом проведения беседы должна быть переговорная комната, где вас никто не будет отвлекать и человек сможет выразить эмоции от полученной информации.

Как сообщить сотруднику, что его уволили

Говоря работнику о том, что компания в его услугах больше не нуждается, не объясняйте причину увольнения своими словами. Иначе он может заподозрить, что вы испытываете к нему личную неприязнь или даже мстите. Озвучьте официальную версию, с точными и аргументированными фактами плохого выполнения работы или тяжелого положения компании. Тон вашего голоса должен быть твердым, но не агрессивным, вне зависимости от того, как воспримет эту информацию ваш подчиненный. Здесь надо следить за каждым словом, потому что они по-своему интерпретируются увольняемым и в дальнейшем доносятся до коллег.

Не забудьте отметить заслуги подчиненного, его сильные качества. Дайте ему понять, что увольнение не конец, а только начало или продолжение его карьеры, что он заслуживает лучшего, чего компания в данный момент не может ему предложить.

Не напоминайте ему о допущенных ошибках, ведь их уже не исправить, а настроение и бодрость духа от этого у человека не улучшатся.

Сотрудник желает что-то объяснить? Не перебивайте его, иначе он может повысить голос, сорваться и начать грубить. Когда он выговорится, его возбуждение спадет, и у вас появится возможность управлять им, разъяснять что-либо. Так вы снизите уровень стрессового воздействия на работника, восстановите его способность услышать и понять детали вашего сообщения. А заодно сможете узнать много полезной информации.

Как справится со своими эмоциями

Во время разговора подчиненный может попытаться напугать вас, пригрозив, что он будет жаловаться, либо, наоборот, взять на жалость слезами или рассказами о тяжелом финансовом положении, воззвать к чувству вины или пристыдить вас. Цель у всех этих видов манипуляций одна – отыграться на вас, как на носителе плохого известия, задеть, обидеть, заставить переживать негативные эмоции. Не поддавайтесь. В этой ситуации поможет прием заезженной пластинки – на каждое высказывание отвечайте одной и той же фразой, сказанной ровным тоном.

Допустим, вам приходится поддерживать неприятную беседу, в ходе которой вам сложно управлять своими чувствами. Вы чувствуете гнев, беспомощность, от эмоций перехватывает горло, к глазам подступают слезы… Не находятся аргументы и силы, чтобы продолжать беседу… Вот несколько приемов, которые вам помогут.

  1. Обязательно возьмите паузу и дышите! Сделайте несколько глубоких вдохов и плавных выдохов. Восстановив дыхание, вы обретете способность думать, которая в момент переживания ситуативного стресса автоматически отключается на физиологическом уровне.
  2. Сделайте тайм-аут, сославшись на неотложный звонок или запланированную встречу. В буквальном смысле выйдите из ситуации, чтобы восстановить эмоциональное равновесие. Может быть, вам нужно выругаться, или поплакать, или стукнуть кулаком по столу – там, где вас никто не увидит, разумеется. Вы имеете на это право.
  3. Проговорите свое эмоциональное состояние. Найдите ему определение во время паузы или тайм-аута. Подойдет все: и «я чертовски зол», и «я абсолютно растеряна», и «я напугана». Не обязательно делать это вслух, достаточно произнести мысленно.
  4. Поработайте с мышечными зажимами: расслабьте или заставьте двигаться «застывшую» часть тела. Даже в процессе беседы вполне допустимо опереться на стул, повести плечами, переложить бумаги, потереть подбородок, чтобы речь стала более четкой. При этом лучше, если вы заранее знаете, какая часть вашего тела обычно страдает от ситуативного стресса.

Как вести себя, пока сотрудник не покинул компанию

Период между уведомлением и моментом, когда работник окончательно уйдет из компании также довольно непростой. Вам надо призвать мужество, чтобы не самоустраниться, а оказать персоналу профессиональную поддержку. Это необходимо и с точки зрения кадровой репутации предприятия, и для снижения уровня стресса оставшихся подчиненных, и для спокойствия самих руководителей. Придется постоянно помнить о том, что увольнения нужны компании, что для сохранения общего (в том числе и личного!) благополучия приходится от чего-то отказываться.

Не нужно просить человека освободить рабочее место в течение рабочего дня. Лучше сделать это после работы. Не привлекайте службу безопасности к тому, чтобы проводить уволенного из здания, за исключением случаев кражи или мошенничества.

Не говорите об увольнении никому кроме тех, кто должен знать об этом в силу должностных обязанностей. Если информация распространится слишком рано, то может привести к паническим настроениям в компании.

Чтобы избежать конфликта, некоторые руководители говорят сотруднику, что его должность ликвидируется. А оставшимся – что человек плохо справлялся со своей работой. Подобные противоречия обязательно всплывают. И подчиненные задумываются, честен ли с ними руководитель. Увольняемого же это провоцирует к незаконным действиям. Не подвергайте сомнению ваш авторитет.

Даже одно увольнение, не говоря уже о массовом сокращении, неизбежно приводит к ухудшению психологического климата в организации и к снижению производительности. Мысли оставшихся сотрудников уже не о работе, а о том, что «я могу быть следующим». Поэтому значительные усилия надо направить на поддержку подчиненных, в частности, аргументированно объяснить причины сокращения.

Что чувствует человек, которого уволили

Люди, потерявшие работу, проходят четыре стадии, отражающие их реакцию на происшедшее.

  1. Отказ принимать ситуацию: человек может пуститься в загул, прокутить деньги или, наоборот, почувствовать опустошение и бессилие, приводящие к полному бездействию.
  2. Гнев на «несправедливость»: сильнейшие негативные эмоции к тем, кому уволенный приписывает ответственность за ситуацию.
  3. После того как гнев остынет, люди могут начать фантазировать, что их сократили по ошибке или что они немедленно найдут новую работу.
  4. Капитуляция и наступление депрессии.

Только пройдя эти стадии, уволенный человек может заново приспособиться к обстоятельствам, почувствовать уверенность в своих силах.

Как мы уже говорили в начале статьи, увольнение сотрудника, безусловно сложная ситуация для руководителя. Здесь главное не только защитить себя от стресса или негативных эмоций, но и создать положительную эмоциональную атмосферу, чтобы бывший подчиненный не ушел от вас униженным или потерявшим веру в себя.



вернуться к списку статей
Просмотров: 1072 | Добавил: reakines | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
» Поиск
» Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
» Архив записей
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz