
Разговор в дверях: выходное интервью.Интервью данное Натальей Лебедевой, компания "KPG Training Center Ivanova & Lebedeva" для журнала "Секрет фирмы", Софье Мармеладовой.СФ: Что такое выходное интервью?Наталья Лебедева: Это процедура, сопровождающая увольнение сотрудника компании. Выходное интервью рекомендуется проводить независимо от того, по чьей инициативе происходит увольнение. Помимо вопросов трудового права, которые неизбежно возникают в этой ситуации, компании необходимо решить ряд проблем другого характера, например, связанных с корпоративной культурой и репутацией. Поэтому копания не может позволить сотруднику просто бросить заявление на стол и уйти с гордо поднятой головой. Основная цель выходного интервью предотвратить возможные конфликтные ситуации либо решить их, другими словами, провести увольнение таким образом, чтобы обе стороны остались довольны. Но могут быть и другие задачи: иногда интервью проводится с целью удержать ценного сотрудника от увольнения, переубедить его. Другие возможные варианты необходимо договориться о компенсациях при сокращении штата, сообщить сотруднику об увольнении по инициативе работодателя и пр. Кроме того, эта процедура помогает службе персонала и руководству компании получить важную информацию об истинной мотивации сотрудников, чертах сложившейся корпоративной культуры, моральном климате в коллективе, зачастую скрытую и неочевидную. Это помогает выстраивать кадровую политику компании и принимать грамотные и своевременные управленческие решения.Увольняя сотрудника, компания всегда рискует. Во-первых, если увольнение проведено с нарушением трудового законодательства, сотрудник может обратиться в суд, и велика вероятность, что в судебном порядке дело решится в пользу сотрудника и работодателю придется выплатить серьезную неустойку.Во-вторых, любая компания, переживающая за свою репутацию, должна думать о том, что уволившийся (или уволенный) сотрудник будет о ней говорить -- информация распространяется с необычайной скоростью, причем негативная гораздо быстрее, чем позитивная. Один обиженный сотрудник способен испортить репутацию любой компании, даже той, в которой все прекрасно. Допустив распространение слухов, компания в лучшем случае потеряет потенциальных кандидатов на работу, в худшем, если круг знакомых уволившегося сотрудника достаточно широк, - клиентов и партнеров. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы человек ушел без негативного отношения к компании.Для того чтобы снизить перечисленные риски, многие компании разрабатывают процедуру проведения выходного интервью и фиксируют ее в корпоративных документах компании, и все увольняющиеся сотрудники, независимо от должности, его проходят.СФ: В разных компаниях выходное интервью проводят как непосредственные руководители, так и менеджеры по HR. Кто из них должен это делать на самом деле?НЛ: Вариант, когда выходное интервью проводит менеджер по работе с персоналом, имеет целый ряд преимуществ. Допустим, руководитель хочет удержать сотрудника, но зачастую рабочая ситуация или статус не позволяют ему лично решать этот вопрос. Сотрудник может быть достаточно замкнут и выяснение отношений с начальником приведет только к отрицательному результату -- он замкнется еще больше, поэтому переговоры с ним лучше поручить профессионалу, способному его «разговорить» и снять негатив. Если необходимо удержать работника, руководитель идет в отдел HR и говорит: "Ребята, Игорь Николаевич придет на выходное интервью -- его надо постараться удержать в компании (или удержать до момента замены и т.п.)" Или "Договоритесь, чтобы он не был обижен, чтобы ушел с позитивом". В подобных ситуациях HR-отдел фактически является посредником на переговорах, а не последней инстанцией, которая от лица компании прощается с сотрудником. Чем выше должность сотрудника, покидающего компанию, тем выше должен быть статус его интервьюера. Поручив проведение выходного интервью с коммерческим директором рекрутеру, руководитель гарантированно получит негативный результат. В случае, когда сам руководитель не может провести интервью, стоит поручить это руководителю службы персонала.СФ: Кто определяет список задач, которые нужно решить в ходе выходного интервью?НЛ: Желательно, чтобы задачи ставил руководитель, выступающий в роли заказчика интервью. Это может быть непосредственный руководитель сотрудника или топ-менеджер. Первое, что нужно сделать менеджеру по персоналу это помочь руководителю сформулировать задачи. Например, менеджеру по персоналу сообщают, что принято решение сотрудника уволить. Задача HR -- сообщить об увольнении человеку и сделать все возможное, чтобы тот ушел без обид. Сложнее, когда руководитель и сам до конца не определился, что целесообразнее уволить работника или задержать. Информация, полученная сотрудником службы персонала во время интервью, может стать решающей для принятия решения.СФ: По какому принципу строится выходное интервью?НЛ: Процедура состоит из трех этапов -- подготовки, собственно интервью и работы после него. На этапе, предшествующем переговорам, интервьюер должен не только выяснить намерения руководителя, но и продумать свои действия. Иногда ситуация настолько нестандартна, что требует творческого подхода например, проведения интервью в ресторане. Необходимо определить, какие инструменты и как нужно использовать, продумать и «проиграть» все возможные варианты развития событий. Иногда подготовка требует совместных усилий всего HR-отдела и самого руководителя.СФ: В чем специфика этапа переговоров?НЛ: Интервью по структуре мало отличается от любых других переговоров. Специфика в том, что эти переговоры - сложные, иногда даже конфликтные. Но этапы их проведения классические: установление контакта, сбор информации, решение дополнительных вопросов, работа с возражениями, поиски альтернатив и подведение итогов, резюме. Например, если нужно уволить сотрудника, лучше сначала сообщить факты, затем получить обратную связь от сотрудника (иногда очень агрессивную), прореагировать на нее и приступить к достижению договоренностей, п
Трудоустройство в Москве и Московской области
"Кадровый холдинг"
"Кадровый холдинг" • Просмотр темы - Инструкция о порядке проведения процедуры увольнения.